ЛАТУННЫЕ ШАРОВЫЕ КРАНЫ
Сравнительно недавно на внутридомовых водопроводных и отопительных сетях в качестве латунной водозапорной арматуры господствовали два изделия: 'Кран пробковый проходной конусный сальниковый муфтовый 11Б6бк' и 'Вентиль муфтовый 15Б1п'. Паспортный срок службы пробко-сальникового крана -8 лет, средний ресурс -не менее 1500 циклов, наработка на отказ - не менее 400 циклов. Фактически, такие краны уже после 40-50 циклов начинают капризничать: хлопчатобумажная сальниковая набивка превращается в бурую кашу, пропитанную водой, а конусная запорная пробка, изначально притертая к корпусу , под абразивным воздействием механических примесей и подшламового осадка в воде начинает болтаться в корпусе, пропуская воду в закрытом положении. Если еще учесть чрезвычайно высокий коэффициент местного сопротивления пробковых кранов ( 3,5-5,7), то не удивительно, что часто сантехники просто выкидывают запорную пробку, оставляя корпус сомнительной декорацией на трубопроводе.
Что касается муфтовых вентилей, то при паспортной наработке на отказ 1300 циклов, их реальной работоспособности хватает на 20-40 циклов, после чего осадок, скопившийся на уплотнительном седле, не позволяет полностью перекрыть поток, превращая сам вентиль в очередное 'архитектурное излишество'. К тому же коэффициент местного сопротивления у них просто рекордный - от 16 до 20. То есть, при скорости потока 1 м/сек , проходя через вентиль, давление жидкости снижается на 1 м вод. столба.
С появлением на рынке латунных шаровых кранов их достоинство немедленно были по достоинству оценены и спрос на эти изделия нарастает, как и сферы их применения. Сейчас подобную продукцию можно обнаружить в любом хозяйственном ларьке. Однако, несмотря на их кажущуюся одинаковость, не все шаровые краны действительно надежны и долговечны. Наряду с высококачественными кранами итальянских, все больше выплескиваются в торговлю дешевые польские, китайские и турецкие краны, качество которых далеко от совершенства. В борьбе за необъятный российский рынок и некоторые известные производители стали выпускать дешевый 'ширпотреб', поэтому хотелось бы дать несколько практических советов покупателям латунных шаровых кранов.
Общепризнанным мировым лидером по конструированию и производству водозапорной арматуры является Италия, известная такими крупнейшими фирмами как Enolgas, Bugatti, Itap,Giacomini, RBM, Rastelli, Tiemme и пр. Итальянская область Брешиа представляет из себя огромную промышленную зону, где в ангарах производится арматура под маркой фирм Германии, Англии, США, Арабских Эмиратов и десятка других стран. Практически, 90% всех шаровых кранов , поступающих на мировой рынок, производится в Италии, где этим бизнесом занимается свыше 2000 фирм. Жесткая конкуренция заставляет эти фирмы постоянно совершенствовать свою продукцию и технологию производства.
Для рассмотрения отличий кранов разных производителей мы выберем за эталон шаровый кран высочайшего качества - это кран серии 'Basic' фирмы Enolgas Bonomi.
Корпус крана (см. рисунок- поз 1 и 2) выполнен из латуни методом горячего прессования. Латунный цилиндр , разогретый в индукционной печи до 700°С за один рабочий ход пресса приобретает окончательную форму, что обеспечивает однородную структуру материала в любом сечении изделия. Латунные шаровой затвор (поз.4) и корпус имеют дополнительное антикоррозионное покрытие из слоя никеля, нанесенного в гальванической ванне. Кольца из политетрафторэтилена (тефлона) (поз.5), обрамляющие шаровой затвор несут тройную нагрузку: они являются уплотняющей прокладкой, фиксатором положения шара, а также антифрикционным элементом. Латунный шток (поз.3) при сборке вставляется изнутри корпуса, что исключает его случайное выпадение. Сальниковое уплотнение состоит из тефлонового цилиндра (набивки) (поз. 7) и клиновой гайки (поз.8), навинченной на шток. Такая конструкция обеспечивает идеальное уплотнение штока при минимальном усилии для вращения штока. Гайка из оцинкованной стали(поз.9) , крепящая ручку (поз. 11), имеет контрящий вкладыш из тефлона (поз.10), который предотвращает случайное отвинчивание гайки. Кран такой конструкции способен работать в интервале температур от -20°С до 150°С при рабочем давлении от 45 бар (Ду-15мм) до 10 бар (Ду-100мм). Коэффициент местного сопротивления подобного шарового крана настолько незначителен (0,05-0,1), что в гидравлических расчетах им смело можно пренебречь. Кран обладает фантастической наработкой на отказ - 50000 циклов. Однако, все эти показатели подтверждаются только для крана , конструкция которого показана на основном рисунке. Какие же существенные конструктивные отличия могут встретиться в изделиях различных производителей?
|
1. Узел А-1 . Ручка закреплена на штоке винтом. Гнездо под винт ослабляет сечение штока и может привести к поломке штока. |
|
2. Узел А-2. В гайке крепления ручки отсутствует контрящий вкладыш. Такой узел не обеспечивает плотного закрепления ручки, в результате чего она может превратиться в рычаг, который повредит шток. |
|
3. Узел Б-1. Винтовое уплотнение сальника, т.е. резьба нарезана на головке корпуса. Такое решение неоправданно увеличивает диаметр головки корпуса, а также имеет лишнюю поверхность трения металл-металл (между штоком и уплотнительным винтом), что неизбежно ведет к износу этого узла. |
|
4. Узел Б-2. Бессальниковое уплотнение, выполненное из ряда тефлоновых или резиновых (в наиболее дешевых моделях) колец. Узел существенно ослабляет шток канавками для колец и не относится к разряду ремонтопригодных. При малейшей течи кран подлежит полной замене. Малая наработка на отказ от 1500 циклов для тефлоновых колец, до 300 циклов для резиновых (NBR) колец. |
|
5. Узел В-1. Шток вставлен снаружи корпуса. Возможно его непроизвольное выпадение. |
|
6. Узел В-2. Отсутствует антифрикционная прокладка под ограничителем хода штока. Такой кран требует значительно большего усилия на ручку. |
|
7. Узел Г-1. Шаровой затвор выполнен в виде полой сферы. При скорости транспортируемой жидкости выше 0,8 м/с на выходе из сферы поток формируется в тороидальный вихрь, который становится гидравлической пробкой в потоке. Коэффициент местного сопротивления таких кранов при скорости 1 м/с превышает 0,5. |
|
8. Узел Д-1.Отсутствует конус-стопор трубной резьбы. При чрезмерном усилии при соединении крана с трубой возможна деформация буртика и заклинивание шара. |
9. Отсутствие гальванического покрытия латуни. В таких кранах быстро появляется точечная коррозия, вызванная вымыванием из латуни цинка.
10. Корпус крана изготовлен методом литья. Такой кран отличается неровной поверхностью корпуса ( наплывы, микротрещины) и повышенной толщиной стенок. Литые краны не гарантируют однородности структуры материала корпуса.
Различия в форме ручек, конструкции их упоров, незначительные вариации по форме корпуса существенного влияния на работоспособность и долговечность шаровых кранов не оказывают .
Ниже приводится краткий перечень веществ, стойкость к которым у кранов 'Basic' Enolgas гарантируется производителем:
Ацетон. Спирты и спиртосодержащие жидкости. Амилацетат. Гидрооксид бария. Пиво. Жидкий асфальт. Сульфат и сульфид бария. Жидкие углеводороды (бензин, керосин, солярка и т.п.). Пар. Сжатый воздух. Углекислый кальций. Сульфат кальция. Жидкий хлороформ. Вода горячая, холодная, питьевая. Этилацетат. Растительные масла. Машинные масла (органические и синтетические). Желатин. Этиленгликоль. Гидрокарбонаты. Молоко. Краски. Парафин. Сольвент. Мыльная вода. Толуол.
Краткая историческая справка. В 1901 году Тобиа Бономи с братьями организовал преприятие "Fratelli Bonomi", выпускающее вентили и краны. Его сын Виторио Бономи в 1962 году открыл свое предприятие Enolgas Bonomi, первоначально специализирующееся на выпуске арматуры для виноделия ("enol" - по-итальянски означает " виноделие"). Сейчас фирма выпускает газозапорную и водозапорную арматуру.
|